Гайд по техническим характеристикам оптики. Как и какой объектив выбрать?
Когда первые подзорные трубы и телескопы только начинали появляться, мастера тщательно охраняли секреты шлифовки линз и сборки оптических приборов. Позволить себе такую роскошь могли лишь избранные.Сегодня, с развитием технологий, многое изменилось: оптика стала доступнее, а её производство — массовым. Однако не всё так просто. Качественный кинообъектив может стоить как новый автомобиль, а его создание требует высочайшей точности и использования запатентованных технологий. Тем не менее, теперь каждый может прикоснуться к миру оптики, а её технические особенности перестали быть тайной за семью печатями. Давайте разберёмся, как она устроена и на что обратить внимание при выборе.
Что зависит от фокусного расстояния объектива
Фокусное расстояние – это первая фундаментальная характеристика для каждого объектива. Оно измеряется в миллиметрах и определяет угол обзора объектива. Чем меньше фокусное расстояние, тем шире угол обзора.Широкоугольные объективы (Ширики) (10–35 мм) – захватывают большой участок сцены, подходят для пейзажей и архитектуры.
Стандартные объективы (Портретные) (35–70 мм) – близки к углу зрения человеческого глаза, универсальны для большинства задач.
Телеобъективы (Телевики) (70 мм и больше) – обеспечивают узкий угол обзора и позволяют снимать удалённые объекты.
Хотя стандартные объективы и называют портретными, на самом деле подобное разделение является в значительной степени условным. Главное что стоит понимать, это соотношение масштаба объекта находящегося в фокусе и фона. Чем больше фокусное расстояние, тем крупнее и ближе кажется фон. Грамотно обыгрывая эти пропорции, вы сможете снимать портреты или архитектуру на любую оптику в зависимости от вашей задачи.
Что такое «зумы» и «фиксы»?
Фокусное расстояние может быть как постоянным, так и переменным, таким образом объективы делятся на фиксированные и зум объективы.
Фиксированные (фиксы) – имеют одно фиксированное фокусное расстояние. Они, как правило, резче, легче и обладают большей светосилой, чем зумы. Такая оптика закономерно выдаёт более стабильный результат.Зум-объективы – позволяют изменять фокусное расстояние в заданном диапазоне, например, 24-70 мм или 70-200 мм. Такие объективы удобны, потому что позволяют вам только один объектив на выездных съёмках и убирают необходимость постоянно менять оптику при смене кадра, что экономит время. Более того, при съёмке видео появляется опция делать динамичные зум-ины и зум-ауты (приближения и отдаления).
Чем отличается F-stop от T-stop?
Теперь давайте разберёмся с диафрагмой. Это фактически круглая шторка состоящая из нескольких лепестков. Она отвечает за количество света, проходящего через объектив. Таким образом регулируя открытие диафрагмы мы можем контролировать освещённость итогового кадра.
Чем меньше значение диафрагмы (например, f/1.4), тем больше светосила, т.е. тем больше света попадает на матрицу и тем лучший результат объектив показывает в условиях низкой освещённости, что позволит снимать даже в тёмном помещении. Для измерения светосилы используются два значения:
F-stop (focal length) – это номинальное значение, которое рассчитывается по формуле: фокусное расстояние, делённое на диаметр входного зрачка. Здесь нужно отметить что это теоретическое значение, ведь оно не учитывает потери света внутри оптической системы. В разных объективах при одинаковом F-stop реальное количество света доходящее до сенсора может отличаться из-за нюансов конструкции, просветления оптики и так далее. Для того чтобы узнать реальное значение используется следующий параметр.
T-stop (transmission – пропускание) – это реальное значение светопропускания, учитывающее потери внутри оптической системы. Оно важно в киноиндустрии, так как позволяет точно рассчитывать экспозицию при смене объективов. В фотообъективах T-stop редко указывается, но стоит помнить, что объектив с f/1.4 фактически может пропускать света как f/1.6.В кино и видеопроизводстве, очень важна точная работа с экспозицией (количеством света попадающего на матрицу или плёнку), чтобы соседние кадры выглядели одинаково, особенно при смене оптики, в то время как отдельная фотография как правило является законченным произведением, и допускает больше гибкости при постобработке.
Объективы со значениями диафрагмы 2 и меньше являются светосильными. Помимо возможности работать в условиях низкой освещённости, большее количество света попадающее на матрицу также создаёт размытие за пределами области находящейся в фокусе. Таким образом светосильные объективы позволяют добиться красивого эффекта отделяющего передний план от фона, что особенно полезно при съёмке портретов. Здесь же появляются блики боке. Другой параметр касающийся диафрагмы, это количество лепестков. От него зависит форма боке – чем больше лепестков, тем более круглыми будут блики.
Специализированная оптика «фишай» и «макро»
Особенности фокусного расстояния также применяются при разработке специализированной оптики:
Fisheye (рыбий глаз) – Ультраширокие объективы, которые создают большой охват изображения и создают соответствующий эффект. Их используют при съёмке стилизованных фото и видео.
Tilt-shift – Эти интересно выглядящие объективы позволяют смещать ось оптической системы, что часто используется при съёмки архитектуры для корректировки перспективы зданий. Ещё с их помощью можно добиться тильт-шифт эффекта, который заставить выглядеть объекты пейзажа миниатюрными. Наклон оси создаёт узкую полосу сфокусированной области, которая имитирует малую глубину резкости, характерную для макросъёмки. Размытие сверху и снизу кадра создаёт иллюзию того что объекты маленькие, как в миниатюрном мире.
Макрообъективы – у таких объективов минимальная дистанция фокусировки, что позволяет производить макросъёмку. Это специализированные объективы наподобие Probe Lense которые используются не только при съёмке различных насекомых, но и при съёмке рекламы, и создают эффект своего рода противоположный эффекту тильт-шифтов, как бы предоставляя обзор на небольшие объекты с перспективы муравья.
Теперь поговорим о фишках, которые могут присутствовать в оптике и которые могут значительно повлиять на ваш выбор. Современные объективы оснащаются различными технологиями и функциями, призванными улучшить качество съёмки, упростить процесс фокусировки и защитить оптику от внешних воздействий. Вот некоторые из них:
Оптическая стабилизация изображения
Стабилизация изображения – это технология, которая компенсирует дрожание объектива, особенно заметное при съёмке на длинных фокусных расстояниях или в условиях слабого освещения. Обозначения у разных производителей могут отличаться:
IS (Image Stabilization) – у Canon.
VR (Vibration Reduction) – у Nikon.
OIS (Optical Image Stabilization) – у Sony.
Вкупе с матричной стабилизацией, такие объективы позволят значительно более плавных кадров при съёмке видео без использования стабилизатора.
Автофокус (AF)
Современные объективы оснащаются системами автофокуса, которые могут быть быстрыми, точными и практически бесшумными. Некоторые объективы имеют ультразвуковые моторы (например, USM у Canon или SWM у Nikon), которые обеспечивают мгновенную фокусировку. В профессиональной оптике такая функция отсутствует, поскольку на больших коммерческих площадках всегда есть фокус-пуллер, а для репортажной съёмки одним человеком она очень полезна. Тем более, с внутрикамерными алгоритмами умной фокусировки с использованием искусственного интеллекта, которые присутствуют, например в современных моделях Sony Alpha.
Также стоит обратить внимание на возможность ручной фокусировки даже при включённом автофокусе (режим MF override). Это полезно для точной настройки фокуса в сложных условиях.
Просветление оптики
Просветление – это специальное покрытие на линзах, которое уменьшает блики, паразитные засветы и повышает контраст изображения. Оно особенно важно при съёмке в контровом свете или при работе с яркими источниками света в кадре, например при съёмке в солнечный день. Некоторые производители используют собственные технологии, например, Nano Crystal Coat у Nikon или Super Spectra Coating у Canon.Байонет
Байонет объектива это формат крепления к камере, оно отличается между брендами, поэтому убедитесь что объектив который вы выбираете подходит к вашей камере.
Canon – EF, RF
Nikon – F, Z
Sony – E (для беззеркалок), A (для зеркалок)
Fujifilm – X
Panasonic, Olympus – MFT
Также есть универсальные производители оптики, например, Sigma, Tamron и Viltrox, выпускающие одинаковые объективы под разные системы. Более того существует множество переходников позволяющих крепить объектив с одним байонетом к камере с другим.
Мы живём в эпоху широкой доступности самой разной оптики под самые разные задачи. Если наш материал помог вам немного разобраться во всём этом обилии объективов, то следующим шагом не стесняйтесь посетить сайт Fotofrog.ru, и выбрать именно то что подходит вам. А если у вас всё ещё возникают сложности, наши специалисты обязательно помогут и проконсультируют!
